В волейболе самым ценным, пожалуй, является амплуа связующего. Если в хоккее вратарь — половина команды, то в волейболе то же самое можно сказать о связующем, которого еще называют диспетчером команды, дирижером. Если на одной стороне площадки будут играть пять классных нападающих и один средненький связующий, а на другой — пять средненьких нападающих и один классный связующий, то команды сыграют как минимум на равных — так велика роль связки на волейбольной площадке.
Хороший связующий — товар штучный, а классных связующих за всю историю советско-российского волейбола можно пересчитать по пальцам. Прежде всего приходит на ум Вячеслав Зайцев, снискавший славу как связующий не только в нашей стране, но и за рубежом. Валерий Лосев на фоне Зайцева остался несколько в тени, хотя это тоже был классный диспетчер. Но в данной статье речь пойдёт о Евгении Красильникове, который заменил Лосева, став связующим сборной, наверное в самый трудный период не только для нашего волейбола, но и для всей страны.
Своё детство наш герой провёл в городе Горький, именно так назывался в советское время Нижний Новгород. Родители Жени были увлечены волейболом и даже играли в полупрофессиональных командах. Казалось, 12-летнему пареньку и деваться было некуда, кроме как в волейбольную секцию. Тем более родители к этому времени уже поставили ему основы техники, и кое-что Женя в волейболе понимал. Однако мальчишка был упрям и по проторенной дорожке идти не желал. Поэтому прежде чем серьёзно заняться волейболом, пробовал себя в других видах спорта. Например, одно время увлекался плаванием. Но в конце концов всё-таки понял, что это не его. И это здорово, иначе волейбольный мир потерял бы великолепного связующего.
Только вот связующим Женя стал далеко не сразу. Как и всем мальчишкам, больше всего ему нравилось атаковать. Первый тренер В. С. Жданов считал, что у Жени это очень даже неплохо получается. Поэтому и рекомендовал своего ученика В. Радину, в то время тренировавшему молодёжь «Динамо» (Московская область).
По окончании школы Женя переезжает в Москву, легко поступает в институт и начинает играть сразу за две команды, институтскую и дубль бело-голубых. Упрямый, настырный мальчишка нравится Радину, однако тот видит в нём только связующего игрока. Объясняет Жене, что нападающих в стране довольно много, причём с более внушительными физическими данными. Предупреждает, что если Женя чего-то хочет добиться в большом волейболе, то нужно менять амплуа. Ведь как у связующего у Евгения есть всё – мягкий пас, отличная техника, прекрасное видение площадки и, что самое главное, ум и неплохая интуиция. Поэтому, по мнению Радина, пора Жене расстаться с детскими мечтами о запредельных цифрах в атаке. Такая перспектива была совсем не по душе нашему герою. Он отметает все уговоры и просьбы. Поэтому тренерам ничего не остаётся, как перехитрить упрямого Красильникова. Они просто-напросто не берут на сборы номинального связующего и ставят Женю перед фактом: кто, если не ты? Хочешь оставаться в команде, изволь исполняй. Вот таким незатейливым способом удалось заставить Женю стать пасующим. Делать нечего, и Евгений принимается за исполнение столь немилой пока его сердцу роли на площадке.
Впрочем, вскоре он уже не жалел о смене амплуа. То, что у него неплохо получается, Евгений понял довольно быстро. Последовало приглашение от В. Кондры в молодёжную сборную, в составе которой Евгений поехал в Монголию на соревнования «Дружба». Молодого перспективного связующего заметил и главный тренер «Динамо» Ю. Фураев. С того же 1983 года Евгений регулярно появляется в составе подмосковной команды. Пока только в качестве дублёра основного связующего С. Чижова — кто же доверит основное место связки 18-летнему пареньку в таком знаменитом клубе? Ничего-ничего, ещё не вечер.
В 1984 году Евгений в составе молодёжной сборной СССР становится чемпионом Европы, а в 1985 — чемпионом мира. Молодёжка в то время у нас на загляденье. Уже с 1985 года её представители Андрей Кузнецов, Юрий Сапега и Евгений Красильников привлекаются на сборы в составе взрослой сборной Союза. К этому времени Евгений становится основным связующим «Динамо».
А в сборной основным связующим тогда был Валерий Лосев. Замечательный пасующий, но возрастной. Тренеры понимали, что до Олимпиады Лосев доиграет, но смену нужно готовить уже сейчас. Поэтому на Мемориале Саввина, который проводился каждый год впритык к самым значимым стартам, чемпионатам мира и Европы, Олимпийским играм, тренеры пробуют сразу двух молодых связующих – Виктора Сидельникова и Евгения Красильникова. И приходят к выводу, что с Красильниковым у команды получается лучше. Не смотря на то, что на ЧЕ-87 вместо Евгения дублёром Лосева едет А. Гордиенко, молодой связующий не отчаивается. Он считает, что нужно делом доказывать своё право называться игроком сборной СССР, поэтому продолжает работать, и в год Олимпиады тренеры уже не сомневаются в перспективах молодого игрока. Евгений едет на Олимпийские игры-88. Да, только дублёром, но это тоже несомненный опыт. И в серебряных медалях тех Игр есть частичка и его труда.
А вот со следующего года в сборной намечается смена поколений, и Евгений становится связующим №1 в нашей основной команде. Четвёртое место на ЧЕ-89 рассматривается руководством как провал. Его не интересуют объективные причины в виде ухода из сборной целого ряда игроков, чиновники считают, что сборная всё равно должна занимать только первые или призовые места. Поэтому происходит смена тренера. Рулевым сборной назначается Вячеслав Платонов.
Замечательный профессионал, увлечённый своим делом, новатор, диктатор и «лучший тренер в мире» (по мнению нашего героя) — всё это про Платонова. Тренер сразу предупреждает сборников, что собирается внедрить новую тактику, поэтому те, кто против, должны сразу же покинуть команду — возражающих Платонов не потерпит.
Новая тактика заключалась в том, чтобы больше задействовать первую и вторую зоны для атаки, в то время как большинство команд того времени использовали для этого третью и четвёртую зоны. Для исполнения задуманного необходимо было иметь связующего, который безукоризненно владел техникой паса за голову. Ведь в случае построения атаки за спиной связующего, для двух игроков атакующей команды было бы только два блокирующих со стороны противника, а не три, как при атаке перед связкой. Наш герой подходил для этой тактики как никто другой, так что Евгений остается основным связующим и в сборной Платонова, воплощая идеи тренера в жизнь.
Уже на Чемпионате мира-90 начали пробовать играть по задумке Платонова. Получалось ещё не всё, что-то было коряво, не было идеального взаимопонимания, и всё же новая тактика оправдывала ожидания тренера и начала приносить первые плоды. Красивейшие комбинации в виде волн, эшелонов, различных крестов, когда на первый темп шли сразу двое – центральный и диагональный с разных сторон от связующего, а пас отдавался вообще третьему — доигровщику, который за спиной связующего атаковал на чистой сетке, ставили в тупик оборону соперника и вызывали восхищение зрителей. При этом в команде Платонова не было чёткого распределения на игроков первого и второго темпа. Как первым, так и вторым темпом мог сыграть любой: и центр, и диагональный, и доигровщик. Неожиданными для соперника выглядели также подключения центральных игроков с задней линии из первой или пятой зоны. Большое количество взлётов, не только на голове, но и за головой «связки» усложняли жизнь блокирующим соперников. Тем приходилось только гадать, откуда последует очередная атака, выпрыгивать ли с первым темпом или подстерегать второй. Ну как разгадать, что задумал этот загадочный пасующий русских с такой труднопроизносимой фамилией Красильников?
А Евгений действительно научился держать нити игры в своих руках и плести кружева не хуже паука. Он прекрасно воплощал идеи Платонова в игре, и с каждым турниром становился всё увереннее и увереннее. А ЧМ-90 стал для нашей команды этаким трамплином для покорения первой ступени пьедестала.
Платонов не отказывается от задуманного, и на Чемпионате Европы-91 нашей команде всё-таки покоряется главная вершина — мы становимся чемпионами Европы, обыграв в финале итальянцев, законодателей моды волейбола конца 80-ых. В декабре выигрывается Кубок Мира, что только подтверждает – наша команда на правильном пути. И сейчас именно она начинает диктовать моду в элите мирового волейбола.
Но тут происходит развал СССР, в стране кризис, инфляция. Многие волейболисты предпочитают уехать на заработки в страны, где волейбол не только популярен, но и хорошо оплачивается. Сначала Платонов противился массовому отъезду сборников за рубеж. Но что он мог предложить волейболистам взамен? Моральное удовлетворение от того, что они будут защищать честь страны? Только страны-то уже вроде как и нет. Поэтому Платонов, скрепя сердце, вынужден смотреть сквозь пальцы на то, что практически все наши сборники уезжают за границу. Уже позже тренер скажет, что это было ошибкой, что нужно было настоять на своём, и отпускать волейболистов за рубеж только после Олимпиады. Но в стране объявлена свобода, запреты не в моде. Поэтому практически все наши нападающие оказываются в Италии, играют в чемпионате этой страны, получают приличную зарплату. Вот только связующие в Италии были не нужны – своих хороших хватало. Поэтому Евгений остаётся играть в родном «Динамо».
В год Олимпиады в чемпионате СНГ сборников можно пересчитать по пальцам одной руки. И когда игроки перед Играми собираются вместе, становится ясно, что произошла переоценка ценностей. Многие из тех, кто играет теперь за рубежом, больше не хотят играть в сборной. Ещё бы, в клубах у них приличная зарплата, а что может дать сборная? Только моральное удовлетворение в случае выигрыша. Зато риск получить травму и надолго выйти из строя очень велик — а это потеря в зарплате. Волейболисты, имеющие контракты за рубежом, не испытывают желания играть за честь страны. Они несколько свысока смотрят на тех, кто выступает в отечественном чемпионате. А это значит, что на площадке уже не команда — так, отдельно взятые игроки. И даже сам Платонов ничего с этим поделать не может.
Результат плачевен. Наша команда не смогла выйти из группы на Олимпиаде и довольствовалась седьмым местом. Этот провал стоил Платонову карьеры в сборной.
В 1993 году Россия стала правопреемницей СССР, поэтому на Чемпионат Европы наша команда едет в качестве действующего чемпиона. На посту главного тренера В. Радин. К этому времени завершили спортивную карьеру Владимир Шкурихин, Александр Сороколет. Наша сборная проводит смену поколений. Основным связующим по-прежнему является Евгений Красильников. На том чемпионате Европы мы завоевали бронзу. Хотя далась эта бронза не менее тяжело, чем золото предыдущего Евро в Германии.
За год до этого Евгений получает приглашение поиграть в Турции. Целых пять лет Красильников проводит в этой стране, играя в местном чемпионате. За это время он не только познаёт прелести турецкой кухни, но и дважды становится чемпионом этой страны, внеся огромный вклад в победы команд, за которые выступал.
Евгений всё так же востребован и в сборной России. В её составе он выступает и на Чемпионате мира-94 в Греции, и на Чемпионате Европы-95. На пьедестал команда России не попадает, поэтому в 1996 году в сборную вновь зовут В.Платонова. Тот приглашает Красильникова на сборы, но решает делать ставку на молодых связующих Ушакова и Хамутцких. Поэтому наш герой хоть и отыграл за сборную в Мировой лиге-96, на свою третью Олимпиаду не попадает. А жаль. Возможно, именно опытного связующего нашей команде тогда и не хватило…
Дальнейшую свою волейбольную карьеру Евгений продолжает за рубежом. До 1998 года это Турция, сезон 1999-2000 он проводит в Польше, 2000-2002 — в Израиле. Получив приз лучшего игрока чемпионата, наш герой собирается продолжить играть за израильский клуб, но политические волнения в этой стране не дают возможности это сделать. Евгений возвращается в Россию и продолжает карьеру игрока в красногорской команде. Сначала как дублёр, так как состав уже набран, а Евгений всё ещё ждёт предложения из Израиля.
Но уже в следующем сезоне, 2003/2004, Красильников становится основным связующим команды «Зоркий», игроки избирают его своим капитаном. Евгений буквально затаскивает на своих плечах команду из Высшей лиги Б в Вышку А. И следующий сезон, опять же с Красильниковым в роли основного связующего, становится лучшим во всей истории клуба — тогда команда заняла 4-е место в высшей лиге А.
Сейчас Евгений Красильников работает детским тренером, возится с мальчишками, обучая их азам техники. Но и игровую карьеру пока не забросил. Недавно он стал обладателем Кубка России среди ветеранов.
Светлана Свешникова