Александр Перепелкин, с этого сезона работающий в качестве помощника главного тренера казанского «Динамо» Ришата Гилязутдинова, поделился с нашим корреспондентом Марией Фроловой своим мнением о выступлении женской сборной России на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Не обошел своим вниманием специалист и другие острые вопросы, касающиеся подготовки волейболисток к большим стартам.

Фото: Роман Кручинин
«Мне, как тренеру, некорректно обсуждать работу коллег. Но есть необъяснимые, думаю, никому не понятные вещи, произошедшие со сборной России.
Во-первых, отсутствие на Олимпиаде в сборной России тренеров, работающих с женскими командами. Давайте не будем учитывать Дамира Колеца, тренера по физподготовке – он точно не может влиять на ход игры. Все прекрасно понимают, что работа с женским коллективом очень сильно отличается от работы с мужской командой, это абсолютно другая «химия». В плане создания команды, где все стремятся к единой цели, я думаю, такие вещи недопустимы. Не буду вдаваться в подробности информации, которой обладаю, но почти у каждого члена сборной были претензии к кому-либо.
Во-вторых, много странных вещей, начиная от перелетов и заканчивая составом команды. До конца так и не ясно, главный ли тренер решал вопрос, кто поедет и будет играть в Рио-де-Жанейро, или нет, и кто будет входить в тренерский штаб.
Мне очень нравятся молодые, перспективные игроки, например, Даша Малыгина. Но в каком бы плохом состоянии ни была Гамова, думаю, она была бы сильнее! При этом было два с половиной месяца после окончания чемпионата чтобы набрать оптимальную форму. Не будем ещё забывать минимум про двух диагональных из Казани и Краснодара. Другие позиции обсуждать не будем.
На нашей памяти очень много решающих игр, в которых команды отыгрывались, казалось бы, с безнадёжного счёта. Но то что произошло на последнем мяче, у меня не укладывается в голове: высокий игрок Малыгина идёт на подачу, связка на передней линии, но обратной замены нет. Для меня это был шок. Опять же, возвращаясь к тренерам, помощник всегда напоминает об обратной замене в таких случаях. Хотя может и напомнили, этого я не знаю. С самого начала занятий волейболом, для меня была догма: пока протокол не подписан игра не закончена. И если проигрываешь 0:2 и 0:24, ты ещё не проиграл. А это олимпиада!
В современном волейболе стало очень много статистики. Это супер, никто не спорит, но когда ты проигрываешь 9:25 равной себе команде, думаю, про статистику надо забыть! Надо включать режим «один за всех и все за одного». Не разваливаться, а проявлять характер, но не каждый сам по себе, а командный! Но когда происходят странные вещи, о которых мы говорили выше, это невозможно.
В России всегда будут хорошие игроки, и сборную собрать не проблема. Посмотрите, сколько перспективной молодёжи! Череповец, Казань Одинцово, Екатеринбург, Челябинск — настоящие центры подготовки молодых игроков. А сколько детских тренеров, работающих по всей России…
Но просто хороших игроков мало, нужна Команда. Команда тренеров, игроков, персонала, живущих одной целью и получающих массу удовольствия от своей работы! Пора выбирается из болота, в котором мы минимум по пояс.
Отдельно хочу обсудить тему тренерских семинаров, проводимых в России. Можно сказать, у нас их нет. А то что, проходит, семинаром назвать сложно. Несколько базовых предметов, и истории о том, как было раньше. Самое интересное на этих семинарах — неформальное общение тренеров. Вот здесь, действительно, можно многое почерпнуть. Многие из нас были на международных семинарах FIVB. Интересно, по делу, но самые продвинутые семинары в США, и их там проходит до двадцати в год. Есть даже специальный сайт, где, заплатив некую сумму, ты проходишь обучение онлайн. Очень интересно и профессионально».
Мария Фролова.